- ШВАРТОВКА
- совокупность действий по подходу и креплению судна к причалу, пирсу или др. судну. Для подтягивания и удержания судна у причала используются механизмы судового швартовного устройства: шпили, брашпили, кнехты, киповые планки, клюзы и т. п. Многие суда оборудуются автоматическими швартовными лебедками, которые удерживают судно у причала с постоянным, заранее заданным тяговым усилием. Швартовка состоит из следующих маневров: подход к причалу с разворотом в требуемом направлении; подвод его в определенное положение по отношению к причалу (иногда буксирами) и удержание в этом положении на время подачи швартовов; подтягивание судна к причалу. Во избежание навала на причал допускается скорость подхода к причалу для судов водоизмещением порядка 10 тыс. т не более 0,13 м/с, а для судов 100 тыс. т — не более 0,08 м/с. При этих скоростях подхода к причалу деформация отбойных приспособлений и самого причального сооружения остается в пределах допустимых значений. Постановка судов борт о борт (лагом) осуществляется, когда в портах недостаточно причалов и суда, подходящие с моря, швартуются к судам, уже стоящим у причала. Подобная Швартовка требует большой осторожности. Швартующееся судно не должно быть больше судна, стоящего у причала, осадка судов — примерно одинаковой, оба судна до Швартовки должны сделать небольшой крен: стоящее судно — к причалу, а швартующееся — от причала, соприкасающиеся борта снабжаются мягкими кранцами. При постановке судна на швартовную бочку швартовы заводят с помощью судовой шлюпки или катера. Если необходимо стать носом на одну швартовную бочку, к ней подходят против ветра и течения, с носа судна подают швартовный трос, который скобой закрепляют за верхний рым бочки. При постановке судна на 2 бочки после постановки на 1-ю с кормы судна заводят швартов на 2-ю бочку и судовым шпилем или лебедкой выбирают его слабину.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.